Педсовет на тему:
"Укрепление межнационального согласия в процессе преподавания
предметов национально-регионального компонента"
Докладчик : Исиргакова З.З.
« В России множество народов:
Другой язык, другие песни.
Но так суждено судьбою,
Всегда они и всюду вместе.
Такие разные порою
У нас глаза и лица тоже,
Но стоит приглядеться к людям,
Увидишь, как мы все похожи...» (Евгений Купцов)
Среди бушующего моря межнациональных страстей, на территории бывшей великой державы, поликультурная башкирская земля представляет сегодня надежный островок межнационального согласия и гражданского мира. Осуществляется серьезная , взвешенная, национально- культурная политика, и система образования играет в этом не последнюю роль. Указом президента Башкортостана Рустем Хамитова 2011 год объявлен годом укрепления межнационального согласия.По словам главы республики, Башкортостан является одним из примеров доброжелательного отношения людей разных национальностей друг к другу.Это особенно важно для нашей республики, где проживают представители более 130 национальностей, по показателям полиэтничности Башкортостан не уступает ни одному из субъектов Российской Федерации. И нами многонациональность нашего
народа воспринимается не как проблема, а как бесценное достояние и культурное многообразие. Такой подход и является основой государственной национальной политики, проводимой в республики. На заседании президиума Госсовета РФ президент Дмитрий Анатольевич Медведев обозначил несколько приоритетных задач.
-Межнациональное согласие должно формироваться со школы, -
подчеркнул он. - Именно там закладываются основы мировоззрения
человека.
Формирование личности ребенка как представителя своего народа (знание языка, истории, культуры, нравствено-этических норм, духовных ценностей) должно стать во главе угла системы учебно-воспитательной работы.
Задача образования - воспитание гражданина на принципах гуманизма и демократии, толерантности, на идеалах свободы, равноправия человека. Социальная стабильность общества зависит от того, насколько
приоритетным является в деятелъносьти школы поликультурное образование и воспитание на духовно-нравственных ценностях народа.
Современная этнолингвистическая ситуация в нашей школе складывается под воздействием ряда факторов, важнейшим из которых является многонациональный состав обучаемых. В школе с полиэтническим составом учащихся происходит постоянное общение представителей разных национальностей. В нашей школе учатся дети 12 национальностей. (Слайд: национальный состав учащихся по школе)
Приоритетными направлениями деятельности многонациональной школе по возраждению духовно-нравственной культуры народов являются: (слайд)
- изучение родного языка и культуры как основы формирования
национального самосознания;
- приобщение к национальным обычаям, обрядам, верованиям народа, к
художественной -прикладной деятельности, быту, национальным
видам одежды, кухне, ремеслам;
- формирование чувства уважения к совместно проживающим народам,
их языку и обычаям, воспитанию, толерантности, гуманистической
культуры межнационального общения.
Национальная культура как компонент содержания образовательного стандарта находит свою реализацию во введении таких предметов, как: родной язык, история, география, художественно-прикладное искусство, а также создание интегрированных курсов, кружков,краеведения родного края, отражающих , в том числе, ценности национальной, материальной, духовной культуры. Например, родной язык при условии двуязычия — русский язык,
родной язык - природоведение, история, география и традиционная культура родного края, биология и окружающий мир живой природы и т.д.
В такой республике, как многонациональный Башкортостан, образование должно отстаивать принципы взаимного признания и сотрудничества.
Личность, воспитываемая в школе, должна включаться в пространсве поликультурного диалога с представителями разных наций и народов.
Возраждение и развитие национальной культуры народов республики, вызванное ростом их национального самосознания, сотрудничество с национальными общественными организациями позволяют достичь определенных успехов в становлении и развитии системы национального образования в городах и районах.
Практика изучения нескольких языков в одной общей школе позволяет нам, учителям, формировать личность учащегося, обладающего культурой
межэтнических отношений, воспитывает толерантность в полиэтнической среде городской школы.
Главной целью планирования работы по национальному образованию является создание условий для гармоничного развития языков и культур представителей национальностей, обучающихся в нашей школе.
Основными целями планирования работы по национальному образованию
является: (слайд)
-создание условий для достижения реального равноправия
государственных языков Республики Башкоростан - башкирского и
русского;
-содействие в сохранении, изучении и развитии народов Республики
Башкортостан;
-обеспечение соблюдения норм современных башкирского и русского
литературных языков, повышение общего уровня речевой культуры
обучаемых;
-формирование у учащихся бережного отношения к языковым традициям
своих одноклассников, друзей;
-усиление роли семьи в воспитании молодого поколения в духе уважения к
родному языку.
Язык - основной элемент самобытности народа, от сохранения которого зависит существование и развитие этноса.
Сегодня становится очевидным и неоспоримым тот факт, что родной язык и культурная традиция родного народа должны служить фундаментом развития любого человека. Истина, Красота, Доброта являются ценностями духовной жизни, а приобщение к ним возможно прежде всего через язык. Именно с изучения родного языка, культуры начинается воспитание любви к своему народу, республике, стране.
Вопрос совершенствования регионального образовательного пространства, формирования национальной культуры подрастающего поколения остаются центром внимания государственной политики в области образования. Дети, воспитанные в духе народных традиций, толерантны, доброжелательны, уважают старших, любят свой родной край, родную речь, интересуются историей поколений, знают и уважают свою национальную принадлежность, имеют повышенное чувство патриотизма и интернационализма.
Родители должны осознать , что проблема воспитания детей с учетом национальных традиций особенно актуальна сегодня, когда массовая культура накладывает свой отпечаток на душу растущего , еще не совсем сформировавшего ребенка. Человек, познавший ценности национальной
культуры, научившийся думать целостно, будет нравственно действовать во благо Отечества. Кроме того, он будет открыт к изучению и осознанию значимости культуры народов, уважения к ним.
Учитывая ведущую роль системы образования в воспитании подрастающего поколения, необходимо продолжить работу по этнокультурному образованию в образовательных учреждениях, приобщая детей к национальной культуре, языку, традициям. По мудрому выражению американского психолога Д.Пибоди, « Образование - - это долг, который настоящее поколение должно уплатить будущему». А этнокультурное образование-это долг, который ложится сегодня на плечи государства, органов образования, родителей, национально - культурных объединений.
Этнокультурное образование должно пронизывать все направления учебно-воспитательного процесса: учебную деятельность, внеклассную воспитательную работу, дополнительное образование.
Среди множества учебных предметов, изучаемых в средней общеобразовательной школе, дисциплиной, которая призвана готовить учащихся к межкультурному взаимодействию, формировать у них культуру межнационального общения, несомненно, являются предметы национально- -регионального компонента.
В центре внимания школы находится личность, которая воспитывается и развивается в поликультурном обществе. Подъем национального самосознания, стремление к этнокультурной самоидентификации обуславливает огромный интерес к национальной культуре и родному языку в регионах с многонациональным составом населения, каким является Республика Башкортостан.
В республике создана необходимая законодательная и нормативно-правовая база для изучения родных языков, в том числе и государственных языков. Работа по изучению родных языков и башкирского языка как государственного в образовательных учреждениях ведется в соответствии с законом РБ «О языках народов РБ», «Сохранение, изучение и развитие языков народов РБ», с законом «Об образовании».
Язык-душа народа, это не просто крылатое выражение. С помощью языка любой народ из поколения в поколение передает свое мировоззрение, свое воспитание окружающей деятельности, ценностные ориентиры. С помощью языка мы не только общаемся, передаем свои мысли, но и выражаем образовательный, духовный и культурный уровень. Каждая эпоха ставит свои задачи в разных областях человеческой деятельности, в том числе ,и в образовании. Наряду с родным, владение другими языками дает возможность не только приобщаться к культуре разных народов, но и глубже познать
красоту и уникальность своей собственной. «Сколько языков ты знаешь столько раз ты человек», -говорили древние мудрецы.
В прошлом, в семьях, причем не только дворянских, изучали до пяти и более иностранных языков. Такие яркие представители башкирской интеллигенции, как Ахметзаки Валиди Тоган - общественный деятель ученый, политик, Мажит Гафури-народный поэт Башкортостана, Р.Фахретдинов - известный ученый-просветитель, владели, например, несколькими языками, как родными и обладали широким кругозором.
В нашей школе ведется работа по изучению родных башкирского, русского и татарского языков.
Вовлечению детей в систему национального образования во многом способствуют многоплановость содержания образовательных программ и разнообразие форм работы с детьми. Стимулирующим фактором изучения родных языков являются ежегодные предметные олимпиады. Учащиеся нашей школы ежегодно участвуют в районном конкурсе «Вдохновение». Добились неплохих результатов.Например: ученица 6 класса Ахтамьянова Алъфия заняла 3 место, Акрамова Гулыпат,3айдуллина Айгуль-номинанты.
Так же принимали участие в районном конкурсе «Шежере байрам»,где дети вместе с родителями составляли свою родословную.Ежегодно организуются недели, декадники, месячники национальной культуры, посвященные Дню Республики. Учащиеся участвуют в городских литературно-творческих конкурсах «Цвети, родной Башкортостан»,«Навеки с Россией». В районе проводятся такие конкурсы как «Хоровод дружбы», фестиваль национальных культур «Содружество». В школе проводятся тематические классные часы: «В семье единой», «Башкортостан - мой дом родной , моя судьба». Проходят конференции, вечера, посвященные юбилеям писателей, художников, национальных актеров. Учителя и учащиеся регулярно посещают театры и музеи столицы республики, где знакомятся с культурой народов республики.
«Не русский я, но россиянин»,- эти слова выдающегося башкирского народного поэта Мустая Карима уже давно вошли в сознание каждого гражданина нашей страны, точно выражая наше многовековое родство и историческую общность. У всех у нас - единая земля, единая судьба, общие предки. Так давайте сделаем все для того, чтобы и далее беречь нашу страну, развивать ее экономику, социальную и духовную сферу, многонацианальную культуру.
Проект решения педагогического совета:
1.Воспитывать ценности толерантности среди подрастающего поколения.
2.Исследовать специфику требований к профессиональной деятельности
психолога многонациональной школы, направленной на формирование
межэтнической толерантности школьников.
3. В школе провести фестиваль «В семье единой», включая
историческую справку о государственной символике, родном языке,
выпуск газет, плакатов, национальные танцы, песни, показ
национальных костюмов, конкурс блюд национальной кухни,
национальные игры.
4. Разнообразить формы и методы работы с родителями. Провести родительские лектории, семейные праздники «Народов дружная семья» , с целью налаживания тесного контакта с семьями обучающихся, знакомство с национальными семейными традициями, предупреждения проявления национальной отчужденности.
|