Применение технологии Штейнберга на уроках башкирского языка
Преподавание башкирского языка в русскоязычной школе имеет свои особенности. Учитель должен хорошо знать не только методику преподавания башкирского языка, но и историю, культуру, устное творчество народа. Также хорошо поможет знание методики преподавание иностранного языка. При обучении башкирскому языку русскоязычных детей основное внимание уделяется развитию устной речи. Основная задача: научить ученика правильно и красиво читать, грамотно писать, свободно общаться на башкирском и на русском языках. Навыки и знания полученные на уроках родного языка помогают и в изучении русского языка и наоборот. Многие ученики на уроках башкирского языка мыслят, думают на русском. И также творческие работы, как сочинение, изложение, рассказ пишут как перевод с русского. И поэтому трудно развивать творческие способности учащихся только традиционными методами. Исходя из этого, я была вынуждена обратиться к новым методам. Технология Штейнберга В.Э. намного облегчает труд учителя и работу ученика. Эта технология удачна как для изучения отдельных тем, так и для обобщения теоретического материала. В этой технологии новая информация дается с помощью логико-смысловой модели. Есть 3 свойства логико-смысловой модели: многостороннее, объяснительное, опорно- схемное.
Удобство логико-смысловой модели в том, что:
- Вся информация перед учеником, нет скованности, чувства страха чего-то не услышать.
- При прохождении материала развивается слуховая и зрительная память.
- Ученик сам мыслит и непосредственно сам участвует в построении логико-смысловой модели, делает выводы.
В русскоязычных школах на уроках башкирского языка литературе уделяется мало времени. И здесь логико- смысловые модели большие помощники. При изучении творчества и жизни писателей, больших произведений, объемного материала, посвященных на одну тему, удобно выгодно использовать эти модели. Этими записями ученик сможет воспользоваться и в дальнейшем: в старших классах, в высших учебных заведениях. Не зря ЛСМ называют «идеальной шпаргалкой».
В период подготовки к уроку учитель должен накопить материал по теме и расположить их по координатам. Информация дается в виде схемы и в логическом порядке. Первая координата начинает раскрывать тему. Учитель задает вопросы, ответы записываются координаты и отмечаются узелками.
Каждый узел должен раскрываться с помощью вопросов. Ответы могут быть разными. Учащиеся вместе с учителями приходят к правильному ответу и переходят к следующему узлу. Число узлов в координате может быть разным. Это зависит от сложности темы.
Использование ЛСМ на уроке является здоровьесберегающей технологией, что очень актуально в настоящее время: дети на уроке переворачивают огромный пласт знаний, разгадывая кроссворды, шарады, рисунки. Играя, отвечая на вопросы викторин, решая головоломки, ребусы ребят не только многое узнают по теме, но и учатся делать умозаключения, придумывать гипотезы, запоминают новые слова.
Использование ЛСМ на уроке позволяет всем ученикам освоить очень сложный материал, работать с одинаковым интересом и высокой активностью. Эта технология позволяет оценивать работу учащихся дифференцированно, давая возможность заработать оценку даже самому слабому ученику. Оценка « удовлетворительно» ставиться за умение распознавать. Но если учащиеся могут проанализировать оценка «хорошо». Если же ученик может ответить на вопросы учителя, что-то дополнить, то оценка «отлично».
Пользуясь дидактической многомерной технологией, я убедилась с следующем:
- С помощью ЛСМ можно сформировать, закрепить и систематизировать грамматические навыки.
- С помощью ЛСМ можно систематизировать лексический языковой материал по конкретной теме.
- С помощью ЛСМ можно совершенствовать диалогические и монологические умения.
И наконец, самое главное, в чем я смогла убедиться лично, это то, что ЛСМ- прекрасная словесная наглядность.
|